Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2025 (25), №2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

E.C. Прохоренко1, И.В. Макаров1, 2, Р.Ф. Гасанов1, Д.А. Емелина1

ПСИХИЧЕСКИЙ ТОНУС КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, 2Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт Петербург).

Резюме. Психическое развитие детей с умственной отсталостью включает в себя как нарушения формирования когнитивных функций, их дисгармоничность, так и реализующие себя в контакте ребенка со средой нарушения формирования адаптивного поведения. Инертность и быстрая истощаемость психических процессов, недостаточность обработки сенсорной информации, дефицитарное созревание мотивационных и познавательных систем замедляют развитие регуляторных механизмов психической деятельности. В основе психической регуляции лежит понятие психического тонуса, снижение которого способствует более низкому темпу протекания психических процессов и приводит к нарушениям сосредоточения внимания и целенаправленности поведения, а степень выраженности нарушений психического тонуса является предпосылкой к реализации расстройств поведения при умственной отсталости. Таким образом формируется клиническая гетерогенность расстройств поведения при умственной отсталости, нуждающаяся в более детальной систематизации, включающей оценку психического тонуса. Целью исследования являлась первичная разработка типологии расстройств поведения при умственной отсталости у детей. В задачи рботы вошло клиническое исследование когорты детей с умственной отсталостью, осложненной нарушениями поведения, выявление клинических вариантов расстройств поведения при умственной отсталости, их различий в зависимости от пола и возраста. Данное исследование включает в себя предварительные выводы о возможной систематизации нарушений поведения при умственной отсталости с учетом степени выраженности снижения психического тонуса как регуляторного звена психических функций. В результате применения расширенного клинического интервью удалось выделить три группы нарушений поведения при умственной отсталости. Включение оценки психического тонуса в анализ расстройств поведения при интеллектуальной недостаточности позволяет рассмотреть содержательную специфику данных нарушений, что, в свою очередь, может способствовать усовершенствованию подходов к их диагностике и коррекции в практическом звене.
Ключевые слова: расстройства поведения, умственная отсталость, детский возраст, психический тонус.

И.В. Полякова

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ

Смоленский государственный университет (Смоленск).

Резюме. В статье исследуются психосоциальные детерминанты формирования и проявления невротических расстройств в подростковом возрасте и их взаимосвязь с учебной мотивацией. Использованы методики Детский опросник неврозов (ДОН) и изучения мотивации обучения М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой. Установлена обратная взаимосвязь между исследуемыми явлениями. Получены данные, позволяющие выявить структуру проявления в поведении обучающихся нервно-психических особенностей. Предложены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков для превенции и снижения невротических расстройств подростков.
Ключевые слова: подросток, невротическое расстройство, учебная мотивация, психологическая безопасность, психическое благополучие, социальное окружение, нервно-психическая устойчивость, профилактика.

Е.В. Корень1, Т.А. Куприянова1, О.З. Хайретдинов2

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВОГО РЕАГИРОВАНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

1Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБНУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2ГБУЗ "НПЦ ПЗДиП им. Г.Е. Сухаревой" (Москва).

Резюме. Целью исследования являлось определение особенностей социально-стрессового реагирования родителей на наличие психического расстройства у ребенка для выработки дифференцированных подходов к психосоциальным семейным вмешательствам. Обследовали родителей (преимущественно матерей) 140 детей с расстройствами шизофренического спектра, 100 детей с расстройствами аутистического спектра и 85 детей с умственной отсталостью. Психиатрическое обследование родителей было дополнено шкалами оценки влияния эмоциональных и поведенческих проблем ребенка на родителей (CGSO), нагрузки болезни на семью (ECI). Были выявлены эмоциональные и поведенческие особенности социально-стрессового реагирования родителей на болезнь ребенка - как общие для всех изучавшихся расстройств, так и свойственные отдельным формам психической патологии у детей. Выделены факторы, определяющие мишени для дифференцированных психосоциальных вмешательств при работе с родителями.
Ключевые слова: психические больные дети и подростки, родители, эмоциональные и поведенческие семейные проблемы, психосоциальная помощь.

А.А. Бебенин, С.В. Гречаный

ТИПЫ ПАТОЛОГИЗИРУЮЩЕГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЭНКОПРЕЗЕ

ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург).

Резюме. Цель исследования - изучение типов дисгармоничного (патологизирующего) родительского воспитания в семьях детей с энкопрезом, начавшемся в разном возрасте. Обследовано 192 чел. в возрасте 5-13 лет (основная группа). В группу сравнения вошли 100 детей без энкопреза. Метод исследования: опросник "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ), (Э.Г. Эйдемиллер с соавтр., 2007). Результаты исследования показали, что матери детей с энкопрезом по сравнению с матерями здоровых сверстников были менее склонны к директивности и реже отвергали своих детей. При этом стойкой отличительной чертой материнского воспитания при раннем начале энкопреза является потворствование. Позднее начало энкопреза (8 лет и старше) было сопряжено с большей частотой воспитания по типу "повышенной моральной ответственности" и по типу "эмоционального отвержения" у матерей. Отцы детей с энкопрезом по сравнению с отцами здоровых сверстников чаще использовали воспитание по типу потворствующей гипоопеки и на уровне тенденции - доминирующей гиперопеки (она преобладала в подгруппе дошкольников). При начале энкопреза в школьном возрасте отцы чаще демонстрировали по отношению к детям доминирующую гиперопеку и эмоциональное отвержение. Установленные закономерности важны для понимания общих подходов к терапии энкопреза у детей в различные возрастные периоды с дифференцированной направленностью психотерапевтической интервенции отдельно для матерей и для отцов.
Ключевые слова: энкопрез, недержание кала, дисгармоничное воспитание, патологизирующее воспитание, анализ семейных взаимоотношений.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

А.Н. Ключникова1, М.А. Сотникова1, С.В. Артышко2, Е.Ю. Журавлева3

КОРРЕКЦИЯ ДЕНТОФОБИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет" (Хабаровск), 3ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" (Краснодар).

Резюме. В статье представлены обобщенные данные о феномене дентофобии, механизмах ее проявления, а также некоторых способах по ее контролю и коррекции у учащихся младшей школы. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с различными жизненными обстоятельствами, вызывающих у него различные поведенческие реакции. Страх перед стоматологическими процедурами представляет собой одну из форм такой реакции. Проявление дентофобии в условиях процесса лечения также находит свое выражение у всех его участников. Комплексный подход в решении задач по контролю и коррекции дентофобии позволяет не только понимать суть данного феномена, но и осуществлять комплекс мероприятий по ее снижению, для более эффективного процесса лечения. Исходя из изложенного, предлагается комплекс педагогических и психологических средств по диагностике, профилактике и коррекции дентофобии.
Ключевые слова: страх, дентофобия, лечение, профилактика, психолого-педагогическое сопровождение.

Е.В. Котова

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России" (Московская обл., г. Химки).

Резюме. Данная статья посвящена проблемам алкогольной аддикции, вопросам изучения причин и последующей профилактики зависимого поведения от алкоголя среди школьников; в статье рассмотрены отдельные вопросы реализации психопрофилактических программ; даются практические рекомендации по применению элементов профилактики в контексте образовательной деятельности. Большинство мотивов употребления алкоголя у юношей и девушек имеет различия, что необходимо учитывать при проведении психопрофилактической работы.
Ключевые слова: алкоголизация, мотивация, причины, психопрофилактика, рекомендации.

В.Т.А. Сорокина, Л.А. Тишина, Ю.А. Труханова

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КИНЕТИЧЕСКИХ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИХУКЛАДОВ У ДЕТЕЙ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМ РЕСПИРАТОРНЫМ ПАПИЛЛОМАТОЗОМ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье рассмотрены особенности формирования базовых компонентов фонации у дошкольников с папилломатозом гортани. Анализ результатов проведенного исследования позволил установить специфические различия выполнения артикуляционных проб дошкольниками с папилломотозом гортани с включением кинетического и визуального самоконтроля.
Ключевые слова: папилломатоз гортани, дошкольники с особыми образовательными потребностями, артикуляционные уклады, обучение произношению, нарушения голоса.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Е.А. Арманова

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ

ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье рассматривается взаимосвязь между характеристиками рабочей памяти и уровнем эмоционального интеллекта у подростков. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 14-16 лет, которым были предложены методика THINGS (оценка рабочей памяти), тест прогрессивных матриц Равена (оценка интеллекта) и опросник ЭмИн Д.В. Люсина (оценка эмоционального интеллекта). Выявлена статистически значимая положительная связь между показателем обучения (улучшением запоминания в ходе повторений) и уровнем эмоционального интеллекта. Показатель забывания (снижение точности воспроизведения между этапами) продемонстрировал тенденцию к отрицательной связи с эмоциональным интеллектом, что может отражать особенности устойчивости эмоционального содержания в рабочей памяти. Уровень общего интеллекта не показал значимого влияния на эмоциональный интеллект. Результаты подчеркивают значимость рабочих компонентов когнитивной системы в развитии эмоционального интеллекта подростков.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, рабочая память, интеллект, подростки, саморегуляция.

М.С. Матюшина, А.М. Хатит

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО "Я" У ДЕВУШЕК С ДИСМОРФОФОБИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

ФГБОУ ВО СГМУ (Смоленск).

Резюме. В данной статье рассматриваются результаты исследования особенностей ощущения своего физического "Я" у девушек с дисморфофобическими проявлениями. Установлено, что для девушек с дисморфофобическими проявлениями характерен высокий уровень самооценки, соответствие собственного мнения о себе своим реальным представлениям. Уровень притязаний находится в пределах нормы, что говорит об оптимальном представлении респондентов о своих возможностях и является важным фактором личностного развития. Кроме того, у респондентов выявлена стойкая жизненная неудовлетворенность, которая затрудняет социально-психологическую адаптацию.
Ключевые слова: дисморфофобические проявления, самооценка, индекс жизненной удовлетворенности, образ "Я", уровень притязаний, психологическая адаптация.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И.В. Добряков1, М.В. Романовская2, Ю.А. Фесенко2, 3

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ВЛЕЧЕНИЯ САМОСОХРАНЕНИЯ

1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", 2СПб ГКУЗ ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина", 3ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья посвящена нарушениям влечения самосохранения и одному из проявлений этих нарушений - суицидальности. На основании литературных данных рассмотрено такое понятие, как аномия, которая приводит к формированию суицидальности. Авторами представлены формы суицидального поведения и его особенности на разных этапах онтогенеза. Показано, что аутоагрессивное поведение может проявляться в виде самоповреждающих действий, особенности которых, причины и способы совершения анализируются в данной статье.
Ключевые слова: влечения, аномия, аутоагрессия, самоповреждения, суицидальность.

И.Д. Горнушенков, А.А. Коваль-Зайцев, А.Н. Бархатова, Ю.А. Чайка

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ: КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Согласно литературным данным, имеются указание на значимость нейрокогнитивных расстройств и, прежде всего, регуляторных функций у подростков с высокофункциональными формами аутистических расстройств (вРАС). Эти сведения остаются предметом дискуссий и мало освещены в русскоязычной литературе. Согласно полученным сведениям, подростки с вРАС демонстрируют значимо худшие результаты в состоянии регуляторных функций, чем нормотипичные дети. Одним из эффективных методов психокоррекции для воздействия на регуляторные функции у пациентов с вРАС оказывается когнитивная ремедиация.
Ключевые слова: аутизм, подростковый возраст, регуляторные функции, реабилитация

В.М. Ганузин

ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРОФИЛАКТИКА "ШКОЛЬНЫХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ" С ПОМОЩЬЮ АНТИБУЛЛИНГПВЫХ ПРОГРАММ (ОБЗОР)

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. В статье показано влияние психотравмирующих факторов в образовательной среде на возникновение синдрома педагогического насилия, виктимизации и постдидактического стрессового расстройства у детей и подростков. Автором сделан анализ действующих противобуллинговых программ, разработанных и применяемых в различных странах мира. Предлагается объединить усилия специалистов разных областей с целью разработки и внедрения отечественных государственных антибуллинговых программ, обязательных для применения во всех школах страны.
Ключевые слова: дети и подростки, буллинг, виктимизация, постдидактическое стрессовое расстройство, антибуллинговые программы.

Ю.А. Пичугина, И.В. Забигулина, М.А. Березовская, О.С. Юков, Т.В. Коробицина, Е.А. Рябушева, Н.А. Афанасьева

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ФОРМИРОВАНИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск).

Резюме. Каждые 10 лет в обществе возникают новые молодежные течения. Динамика формирования молодёжных групп с особенными вариантами поведения имеет волнообразный характер. Специфические особенности подросткового возраста, потребность признания в среде ровесников, стремление приобрести единомышленников и др. способствуют формированию неформальных молодежных движений, и, в определенной мере, наличие среди подростков и людей молодого возраста тех, у кого присутствуют психические расстройства и отклоняющееся поведение, имеет место быть.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, неформальные группы, подростки, квадроберы, психические расстройства.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2025 (25), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

E.S. Prokhorenko1, I.V. Makarov1,2, R.F. Gasanov1, D.A. Emelina1

MENTAL TONE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF BEHAVIORAL DISORDERS IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

1V.M. Bekhterev National research medical center for psychiatry and neurology, 2North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St. Petersburg).

Summary. Mental development of children with mental retardation includes both disorders of formation of cognitive functions, their disharmony, and realizing themselves in the child's contact with the environment disorders of formation of adaptive behavior. Inertness and rapid exhaustion of mental processes, insufficient processing of sensory information, deficit maturation of motivational and cognitive systems slow down the development of regulatory mechanisms of mental activity. In the basis of mental regulation lies the concept of mental tone, the decrease of which contributes to a lower rate of mental processes and leads to disorders of concentration of attention and purposefulness of behavior, and the degree of severity of disorders of mental tone is a prerequisite for the implementation of behavioral disorders in mental retardation. Thus, a clinical heterogeneity of behavioral disorders in mental retardation is formed, which needs more detailed systematization, including assessment of mental tone. The aim of the study was the primary development of a typology of behavior disorders in mental retardation in children. The objectives of the study included a clinical study of a cohort of children with mental retardation complicated by behavior disorders, identification of clinical variants of behavior disorders in mental retardation, their differences depending on gender and age. This study includes preliminary conclusions about the possible systematization of behavior disorders in mental retardation, taking into account the degree of severity of the decrease in mental tone as a regulatory link of mental functions. As a result of the extended clinical interview, it was possible to identify three groups of behavioral disorders in mental retardation. The inclusion of mental tone assessment in the analysis of behavioral disorders in intellectual disability allows us to consider the content specificity of these disorders, which, in turn, may contribute to the improvement of approaches to their diagnosis and correction in the practical sphere.
Keywords: behavioral disorders, mental retardation, childhood, mental atony.

I.V. Polyakova

NEUROTIC DISORDERS OF ADOLESCENTS AND MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY: FEATURES OF THE RELATIONSHIP

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The article examines the psychosocial determinants of the formation and manifestation of neurotic disorders in adolescence and their relationship with learning motivation. The methods of the Children's Neurosis Questionnaire (DON) and the study of learning motivation by M.I. Lukyanova and N.V. Kalinina were used. The results were processed using the Pearson criterion. The inverse relationship between the studied phenomena has been revealed. The data obtained make it possible to identify the structure of the manifestation of neuropsychiatric features in the behavior of students. Recommendations on psychological and pedagogical support of adolescents for the prevention and reduction of neurotic disorders are proposed.
Keywords: teenager, neurotic disorder, educational motivation, psychological safety, mental well-being, social environment, neuropsychiatric stability, prevention.

E.V. Koren1, T.A. Kupriyanova1, O.Z. Khayretdinov2

SOME SPECIFICS OF SOCIAL-STRESS REACTIONS OF PARENTS OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

1Мoscow Research Institute of Psychiatry - the branch of National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky", 2Scientific-Practical Children's and Adolescents Mental Health Center named after G.E. Sukhareva (Moscow).

Summary. To specify social-stress reactions of parents of children with mental disorders to develop differential approaches to psychosocial family interventions. Material and methods. Authors studied parents (mostly mothers) of 140 children with schizophrenia spectrum disorders, 100 children with autistic disorders and 85 children with mental retardation. Along with psychiatric examination of the parents, psychometric scales ECI and CGSQ were used. Results. Authors specified emotional and behavioral characteristics of the parents' social-stress reactions; both common to all the disorders studied as well and characteristic of individual forms of mental pathology in children. The factors determining the targets of differentiated therapeutic interventions were outlined. Conclusion. The social stress coping strategies for parents are formulated.
Keywords: children and adolescents with mental diseases, parents, emotional and behavioral family problems, psychosocial assistance.

A.A. Bebenin, S.V. Grechany

TYPES OF PATHOLOGIZING FAMILY EDUCATION IN CHILDREN'S ENCOPRESIS

Saint Petersburg State Pediatric Medical University (Saint Petersburg).

Summary. The purpose of the study is to study the types of disharmonious (pathologizing) parenting in families of children with encopresis that began at different ages. 192 people aged 5-13 years (the main group) were examined. The comparison group included 100 children without encopresis. Research method: questionnaire "Analysis of family relationships" (DIA), (E.G. Eidemiller et al., 2007). The results of the study showed that mothers of children with encopresis, compared with mothers of healthy peers, were less likely to be directive and less likely to reject their children. At the same time, indulgence is a persistent distinguishing feature of maternal upbringing at the early beginning of encopresis. Later onset of encopresis (8 years and older) was associated with a higher frequency of parenting by the type of "increased moral responsibility" and by the type of "emotional rejection" in mothers. Fathers of children with encopresis, compared with fathers of healthy peers, were more likely to use parenting according to the type of indulgent hypoo-care and at the level of tendency - dominant hyper-care (it prevailed in a subgroup of preschoolers). At the beginning of encopresis at school age, fathers were more likely to demonstrate dominant overprotection and emotional rejection towards their children. The established patterns are important for understanding common approaches to encopresis therapy in children at different age periods with a differentiated focus of psychotherapeutic intervention separately for mothers and fathers.
Keywords: encopresis, fecal incontinence, disharmonious upbringing, pathologizing upbringing, analysis of family relationships.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

A.N. Klyuchnikova1, M.A. Sotnikova1, S.V. Artyshko2, E.Yu. Zhuravleva3

CORRECTION OF DENTOPHOBIA IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

1Far Eastern State Academy of Physical Education, 2Pacific National University (Khabarovsk), 3Kuban State University (Krasnodar).

Summary. The article presents generalized data on the phenomenon of dentophobia, the mechanisms of its manifestation, as well as some methods for its control and correction in primary school students. Throughout their lives, a person is faced with various life circumstances that cause various behavioral reactions. Fear of dental procedures is one of the forms of such a reaction. The manifestation of dentophobia in the context of the treatment process also finds its expression in all its participants. An integrated approach to solving problems of control and correction of dentophobia allows not only to understand the essence of this phenomenon, but also to implement a set of measures to reduce it, for a more effective treatment process. Based on the above, a set of pedagogical and psychological tools for diagnostics, prevention and correction of dentophobia is proposed.
Keywords: fear, dentophobia, treatment, prevention, psychological and pedagogical support.

E.V. Kotova

PSYCHOPROPHYLAXIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia (Moscow reg., Khimki).

Summary: This article is devoted to alcohol addiction, the issues of studying the causes and subsequent prevention of addictive behavior from alcohol among schoolchildren; the article considers some issues of implementation of psychoprophylactic programs; gives practical recommendations on the application of prevention elements in the context of educational activities. Most of the motives of alcohol consumption in young men and girls have differences, which should be taken into account when conducting psychoprophylactic work.
Keywords: alcoholization, motivation, causes, psychoprophylaxis, recommendations.

V.T.A. Sorokina, L.A. Tishina, Yu.A. Trukhanova

ANALYSIS OF KINETIC AND KINESTHETIC PATTERNS IN CHILDREN WITH RECURRENT RESPIRATORY PAPILLOMATOSIS

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The article discusses the features of the formation of basic phonation components in preschoolers with laryngeal papillomatosis. Analysis of the results of the study made it possible to establish specific differences in the performance of articulation tests by preschoolers with laryngeal papillomatosis with the inclusion of kinetic and visual self-control.
Keywords: laryngeal papillomatosis, preschoolers with special educational needs, articulatory patterns, pronunciation training, voice disorders.
SHORT COMMUNICATIONS

E.A. Armanova

THE RELATIONSHIP BETWEEN WORKING MEMORY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg).

Summary. This article examines the relationship between working memory characteristics and the level of emotional intelligence in adolescents. The study involved 30 adolescents aged 14-16 who were assessed using the THINGS method (working memory evaluation), Raven's Progressive Matrices (intelligence assessment), and the EmIn questionnaire by D.V. Lyusin (emotional intelligence assessment). A statistically significant positive relationship was found between the learning indicator (improved recall through repetitions) and emotional intelligence. The forgetting indicator (decline in accuracy between stages) showed a negative trend in relation to emotional intelligence, which may reflect differences in the stability of emotional content in working memory. General intelligence was not significantly associated with emotional intelligence. The findings highlight the importance of cognitive components-particularly those related to working memory-in the development ofemotional intelligence during adolescence.
Keywords: emotional intelligence, working memory, intelligence, adolescents, self-regulation.

M.S. Matyushina, A.M. Khatit

FEATURES OF THE PHYSICAL SELF IN GIRLS WITH DYSMORPHOPHOBIC MANIFESTATIONS

Smolensk State Medical University (Smolensk).

Summary. This article discusses the results of a study of the characteristics of the feeling of one's physical self in girls with dysmorphophobic manifestations. It has been established that girls with dysmorphophobic manifestations are characterized by a high level of self-esteem, compliance of their own opinion about themselves with their real ideas. The level of claims is within the normal range, which indicates the optimal perception of respondents about their capabilities and is an important factor in personal development. In addition, the respondents revealed persistent dissatisfaction with life, which makes it difficult for socio-psychological adaptation.
Keywords: dysmorphophobic manifestations, self-assessment, life satisfaction index, self-image, level of aspirations, psychological adaptation.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

I.V. Dobriakov1, M.V. Romanovskaya2, Yu.A. Fesenko2, 3

SUICIDAL MANIFESTATIONS OF SELF-PRESERVATION DRIVE DISORDERS

1V.M. Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology, 2Rehabilitation Center "Child Psychiatry" named after S.S. Mnukhin, 3St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The article is devoted to violations of self-preservation drive and one of the manifestations of these violations - suicidality. The concept of anomie, which leads to the formation of suicidality, is considered based on literary data. The authors present the forms of suicidal behavior and its features at different stages of ontogenesis. It is shown that autoaggressive behavior can manifest itself in the form of self-harming actions, the features of which, the causes and methods of commission are analyzed in this article.
Keywords: drives, anomie, autoaggression, self-harm, suicidality.

I.D. Gornushenkov, A.A. Koval-Zaitsev, A.N. Barkhatova, Yu.A. Chaika

NEUROCOGNITIVE FUNCTIONS OF ARBITRARY REGULATION IN ADOLESCENTS WITH HIGH-FUNCTIONING FORMS OF AUTISTIC DISORDERS: CLINICAL PICTURE, DIFFERENTIAL DIAGNOSIS, REHABILITATION (LITERATURE REVIEW)

Mental Health Research Centre (Moscow).

Summary. According to the literature, there are indications of the significance of neurocognitive disorders and, above all, of regulatory functions, in adolescents with high-functioning forms of autistic disorders (hAD). These findings remain a matter of debate and are poorly reported in the Russian-language literature. It has been reported that adolescents with hAD show significantly worse results in regulatory functions than normotypic children. Cognitive remediation is one of the effective methods of psychocorrection to influence regulatory functions in patients with hAD.
Keywords: autism, adolescence, regulatory functions, rehabilitation.

V.M. Ganuzin

PSYCHOTRAUMATIC FACTORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PREVENTION OF "SCHOOL EARTHQUAKES" WITH THE HELP OF ANTI-BULLYING PROGRAMS (REVIEW)

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article shows the influence of psychotraumatic factors in the educational environment on the emergence of the syndrome of pedagogical violence, victimization and post-didactic stress disorder in children and adolescents. The author made an analysis of existing anti-bullying programs developed and applied in different countries of the world. It is proposed to combine the efforts of specialists from different fields in order to develop and implement domestic state anti-bullying programs that are mandatory for application in all schools of the country.
Keywords: children and adolescents, bullying, victimization, post-didactic stress disorder, anti-bullying programs.

Y.A. Pichugina, I.V. Zabigulina, M.A. Berezovskaya, O.S. Yukov, T.V. Korobitsina, E.A. Ryabusheva, N.A. Afanasieva

THE IMPORTANCE OF MENTAL DISORDERS IN THE FORMATION OF INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS IN THE MODERN WORLD

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky (Krasnoyarsk)

Summary. Every 10 years, new youth movements appear in the society. The dynamics of the formation of youth groups with special behaviors has a wave-like character. The specific features of adolescence, the need for recognition among peers, the desire to acquire like-minded people, etc. They contribute to the formation of informal youth movements, and, to a certain extent, the presence among adolescents and young people of those who have mental disorders and deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, non-formal groups, adolescents, quadrobers, mental disorders.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS