Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2025 (25), №1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.Г. Головина, О.П. Шмакова

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМ ЛИЧНОСТНЫМ РАССТРОЙСТВОМ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты исследования школьного функционирования подростков с шизотипическим личностным расстройством. Клинико-психопатологически обследовано 38 больных, 12-17 лет 11 мес., 34 (89,5%) юношей и 4 (10,5%) девушки. Формализованным инструментом оценки клинических симптомов послужил Опросник шизотипических черт личности (SPQ). Все психопатологические феномены были сгруппированы в три кластера: 1) приводящие к снижению успеваемости; 2) предрасполагающие к пропускам занятий; 3) определяющие развитие конфликтов в школе. Чем выше были показатели по SPQ, то есть чем больше нарушений в различных сферах демонстрировали пациенты, тем хуже они адаптировались в школе.
Ключевые слова: школьная дизадаптация, шизотипическое личностное расстройство, подростки, социальная адаптация

Г.Ю. Боровской, М.Н. Емельянова, Л.Н. Касимова, Е.А. Энгель

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТОАГРЕССИИ И ГЕТЕРОАГРЕССИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" (Нижний Новгород).

Резюме. В статье представлены результаты исследования распространенности аутоагрессии и гетероагрессии у подростков 9-11 классов школ г. Нижнего Новгорода, полученные с помощью опросника, разработанного кафедрой психиатрии Приволжского исследовательского медицинского университета совместно с Нижегородским институтом управления - филиалом РАНХиГС. В исследовании приняли участие 517 школьников. Выявлены наиболее значимые факторы риска возникновения агрессивного поведения. Подростки, вошедшие в группу риска по автоагрессии и гетероагресии, в большинстве случаев (73,1%) имели психические нарушения, классифицируемые на основании критериев МКБ-10 и DSM-V.
Ключевые слова: аутоагрессия, гетероагрессия, подростки, социальные факторы, психические расстройства.

И.А. Горьковая

СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В теоретическом обзоре указано на явно недостаточное количество научных публикаций, посвященных саморегуляции в контексте суицидального риска у подростков с девиантным поведением; отмечается различие методологии исследований. Выборка составила 80 подростков с девиантным поведением 14-17 лет. Низкий и средний уровни саморегуляции распределились почти поровну; наиболее значимым является стиль саморегуляции "Моделирование" и регуляторно-личностное свойство "Самостоятельность", которые взаимосвязаны с показателями суицидального риска при среднем уровнем саморегуляции; при низком уровне саморегуляции количество взаимосвязей с показателями суицидального риска ограничено.
Ключевые слова: саморегуляция, суицидальный риск, подростки, девиантное поведение.

Т.Г. Светличная1, Е.А. Смирнова2

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДРОСТКОВ

1ФГБОУ ВО Северный государственный медицинский университет (Архангельск), 2ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет (Череповец).

Резюме. В статье представлено исследование, целью которого стало изучение распространения в подростковой среде использования Интернета. Для достижения поставленной цели было выполнено социологическое исследование подростков, проживающих в г. Череповце. Инструментом исследования послужила авторская анкета, состоящая из 32 вопросов. Выборочная совокупность составила 495 человек. Выборка случайная, кластерная, стратифицирована по полу и возрасту. Полученные результаты позволяют сделать выводы о большой роли Интернета в жизни современных подростков. Общаясь с друзьями (92,9%), только каждый третий (37,2%) выбирает личные встречи. В остальных случаях они предпочитают общаться с помощью технических средств, к которым приобщаются с 6-9 лет.
Ключевые слова: подростки, Интернет, компьютер, гаджет.

Д.С. Клак, Н.В. Зверева

КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГАДЖЕТАХ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Отношение родителей к пребыванию детей в гаджетах, принимаемые ими меры, чтобы обезопасить ребенка, оценка того, что подвержено влиянию гаджета - эти вопросы определили задачи пилотного исследования: провести оценку восприятия пребывания ребенка в гаджетах родителями разного возраста; дать психологическую оценку поведения самого ребенка с точки зрения родителя и установить наличие или отсутствие связи "сложности" характера ребенка и факта его пребывания в гаджете. В пилотном исследовании 81 родителя анкетой "ребенок с гаджетом глазами родителей", получены предварительные данные о значении возраста родителей в такой оценке.
Ключевые слова: школьники, родители, гаджеты, "сложные" дети, ограничения, опросник.

Ю.А. Труханова, Л.А. Тишина, В.Т.А. Сорокина

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КИНЕТИЧЕСКИХ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УКЛАДОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Полисенсорный анализ компонентов речевой деятельности играет особую роль в формировании фонации. Учитывая специфику состояния кинетических и кинестетических артикуляционных укладов у разных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, необходимо рационально подходить к отбору технологий и содержания коррекционно-развивающей работы. В статье представлен анализ состояния базовых компонентов сенсомоторного развития у детей с нарушенным слухом. В ходе проведенного исследования были установлены специфические особенности в условиях нарушенного первичного сенсорного компонента, определен потенциал реализации междисциплинарного подхода специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: нарушения слуха, дошкольники с особыми образовательными потребностями, артикуляционные уклады, обучение произношению, фонация.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

В.Д. Менделевич, Э.В. Макаричева

СЛУЧАЙ КВАДРОБИНГА: ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИГРА И НАЧИНАЕТСЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Казанский государственный медицинский университет (Казань).

Резюме. В статье приводится описание клинического случая одиннадцатилетней Марины, занимавшейся квадробингом с восьмилетнего возраста и прекратившей подобную деятельность по причине буллинга со стороны сверстников и социального прессинга в связи с новым законодательством. Спецификой конкретного случая явилось то, что обращение к психиатрам не было связано с квадробингом - подростка привели на обследование из-за патологически сниженного настроения, суицидального мировоззрения, интенсивного селфхарма, школьной и социальной дизадаптации. Ассоциирование себя с животными у Марины сменилось на идентификацию с героем корейских анимэ Ли Хуном и косплеингом. В статье приводится психолого-психиатрический анализ и делается вывод о том, что игровые перевоплощения в виде квадробинга и косплеинга, основанные на феномене диффузной идентичности, следует рассматривать не как проявления психопатологических симптомов, а как психологический способ совладания с трудностями социализации.
Ключевые слова: квадробинг, косплеинг, патологическое фантазирование, игровое перевоплощение, диффузная идентичность, пограничное расстройство личности.

Т.А. Солодовникова1, А.Г. Родионова2, П.П. Скрипниченко2, В.А. Клименко3

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1ФГБУ ВО "Тихоокеанский государственный университет" (Хабаровск), 2Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Москва), 3ФГБУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (Хабаровск).

Резюме. В статье представлены обобщенные данные о феномене тревожности, механизмах ее проявления, а также некоторых способов по ее контролю и коррекции учащихся старшей школы. На протяжении жизни человек сталкивается с различными жизненными обстоятельствами, вызывающими у него различные поведенческие реакции. Проявление тревожности представляет собой одну из форм такой реакции. Проявление тревожности в условиях учебного процесса также находит свое выражение у всех его участников. Комплексный подход в решении задач по контролю и коррекции тревожных состояний позволяет не только понимать суть данного феномена, но и осуществлять комплекс мероприятий по ее снижению, для более продуктивного обучения и воспитания. Исходя из вышеизложенного, предлагается комплекс педагогических и психологических средств по диагностике и коррекции тревожных состояний в условиях учебного и воспитательного процессов.
Ключевые слова: тревога, школа, состояние, учебный процесс, коррекция тревожности, старший школьник, коррекция, средства физической культуры.

Т.Д. Шевеленкова, М.М. Сальникова

МЕТОДИКА "ИСТОРИЯ МОЕГО ТЕЛА" КАК КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИЕЙ (ЧАСТЬ II)

ФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет" (Москва).

Резюме. В статье представлены теоретическое обоснование и особенности применения методики "История моего тела" как качественного исследования отношения к собственному телу, выявляющая прежде всего неосознаваемые его компоненты, а также эмпирические исследования данного отношения при нервной анорексии, проведенные с ее использованием. Показаны критерии, способы и результаты контент анализа текстов, полученных в результате применения данной методики, а также особенности ее использования в лонгитюдном исследовании.
Ключевые слова: методика "История моего тела", качественное исследование, отношения к собственному телу, неосознаваемые конфликты, конфликтное телесное воплощение, нервная анорексия.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.А. Кокорева1, Я.В. Колпаков2,3,4, А.О. Коннова5,6, Г.А. Корчагина7, И.П. Крохин8,9,10, Е.Б. Шмидеберг11, А.В. Ялтонская3,4

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ФЕТАЛЬНЫМ АЛКОГОЛЬНЫМ СПЕКТРОМ НАРУШЕНИЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. ЧАСТЬ 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

1ГБОУ "Школа № 1434 "Раменки" (дошкольные группы "Светлана"), 2НОЧУ ВО "Международный университет психолого-педагогических инноваций", 3ОО "Российское общество психиатров", 4ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения", 5ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", 6ГБУ МОСЦ "Роза ветров", 7ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 8ФГБОУ ВО "Российский университет медицины", 9ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия", 10ООО "Международный институт сертифицированного образования и повышения квалификации", 11ООО "Центр практической психологии "Отношение", 11АНО ОПДиМНВ "НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР - М" (Москва).

Резюме. В статье описывается проблема соотношения феноменологии расстройств аутистического спектра и фетального алкогольного спектра нарушений. Ставится вопрос об их сходстве и различиях, дается оценка современной эпидемиологической ситуации в отношении данных расстройств. Делаются выводы о наличии сходств и различий, требующих продолжения изысканий по данному вопросу.
Ключевые слова: дети и подростки, расстройства аутистического спектра, фетальный алкогольный спектр нарушений, эпидемиология

Ю.А. Пичугина, И.В. Забигулина, М.А. Березовская, О.С. Юков, Т.В. Коробицина, Е.А. Рябушева, Н.А. Афанасьева

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ФОРМИРОВАНИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск).

Резюме. Каждые 10 лет в обществе возникают новые молодежные течения. Динамика формирования молодежных групп с особенными вариантами поведения имеет волнообразный характер. Специфические особенности подросткового возраста, потребность признания в среде ровесников, стремление приобрести единомышленников и др. способствуют формированию неформальных молодежных движений. И в определенной мере наличие среди подростков и людей молодого возраста тех, у кого присутствуют психические расстройства и отклоняющееся поведение, имеет место быть.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, неформальные группы, подростки, квадроберы, психические расстройства.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

Т.В. Вакуленко, Т.А. Басилова, Г.А. Перминова

Х ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РАЗВИТИЕ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ

ГБОУ ВПО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Благотворительное медицинское частное учреждение Детский хоспис "Дом с маяком" (Москва).

Резюме. 18-19 ноября 2024 г/ в Москве состоялась X юбилейная конференция "Развитие паллиативной помощи взрослым и детям". Конференция собрала ведущих специалистов из России и зарубежья, включая представителей ВОЗ, медиков, психологов и других экспертов. Основное внимание было уделено развитию паллиативной помощи, обезболиванию, уходу за тяжелобольными, интеграции новых технологий и обучению специалистов. Программа включала пленарные заседания, симпозиумы, круглые столы и мастер-классы, охватывающие такие темы, как поддержка пациентов с хроническими заболеваниями, юридические аспекты паллиативной помощи, помощь детям и новые подходы в фармакотерапии. Конференция подчеркнула важность международного сотрудничества и качественного развития паллиативной помощи в России.
Ключевые слова: паллиативная помощь, обезболивание, хронические заболевания, поддержка пациентов, юридические и этические аспекты, детская паллиативная помощь, международное сотрудничество, хосписная помощь.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2025 (25), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.G. Golovina, O.P. Shmakova

FEATURES OF SCHOOL DYSADAPTATION IN ADOLESCENTS WITH SCHIZOTYPAL PERSONALITY DISORDER

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The results of a study of the school functioning of adolescents with schizotypal personality disorder are presented. Clinical and psychopathological examination included 38 patients aged 12-17 years and 11 months, 34 (89.5%) boys and 4 (10.5%) girls. The Schizotypal Personality Traits Questionnaire (SPQ) served as a formalized tool for assessing clinical symptoms. All psychopathological phenomena were grouped into three clusters: 1) leading to a decrease in academic performance; 2) predisposing to skipping classes; 3) determining the development of conflicts in school. The higher the SPQ scores, that is, the more violations in various areas the patients demonstrated, the worse they adapted to school.
Keywords: school dysadaptation, schizotypal personality disorder, adolescents, social adaptation

G.Yu. Borovskoy, M.N. Emelyanova, L.N. Kasimova, E.A. Engel

PREVALENCE OF AUTO- AND HETEROAGGRESSIVE BEHAVIOR AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

Privolzhsky Research Medical University (Nizhny Novgorod).

Summary. The article presents the results of a study of the prevalence of autoaggression and heteroaggression in adolescents of grades 9-11 in Nizhny Novgorod schools, obtained using a questionnaire developed by the Department of Psychiatry of the Privolzhsky Research Medical University in cooperation with the Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. The study involved 517 schoolchildren. The most significant risk factors for the occurrence of aggressive behavior were identified. Adolescents included in the risk group for autoaggression and heteroaggression, in most cases (73.1%) had mental disorders classified based on the criteria of ICD-10 and DSM-V.
Keywords: autoaggression, heteroaggression, adolescents, social factors, mental disorders.

I.А. Gorkovaya

SUICIDAL RISK IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR AT DIFFERENT LEVELS OF SELF-REGULATION

St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The theoretical review points out the apparently insufficient number of scientific publications on self-regulation in the context of suicidal risk in adolescents with deviant behavior; differences in research methodology are noted. The sample consisted of 80 adolescents with deviant behavior 14-17 years old. Low and average levels of self-regulation were almost equally distributed; the most significant is the self-regulation style "Modeling" and the regulatory-personality property "Self-independence", which are correlated with indicators of suicidal risk at the average level of self-regulation; at the low level of self-regulation the number of correlations with indicators of suicidal risk is limited.
Keywords: self-regulation, suicide risk, adolescents, deviant behavior.

T.G. Svetlichnaya, E.A. Smirnova

THE IMPACT OF INTERNET-TECHNOLOGIES ON TEENAGERS

Northern State Medical University(Arkhangelsk), Cherepovets State University (Cherepovets).

Summary. The article presents a study aimed at studying the spread of Internet use in the adolescent environment. To achieve this goal, a sociological study of teenagers living in Cherepovets was carried out. The author's questionnaire consisting of 32 questions served as a research tool. The sample population was 495 people. The sample is random, clustered, and stratified by gender and age. The results obtained allow us to draw conclusions about the great role of the Internet in the lives of modern teenagers. Communicating with friends (92.9%), only one in three (37.2%) chooses personal meetings. In other cases, they prefer to communicate using technical means, which they become familiar with from the age of 6-9.
Keywords: teenagers, Internet, computer, gadget.

D.S. Klak, N.V. Zvereva

QUALITATIVE AND QUANTITATIVE ANALYSIS OF PARENTAL ASSESSMENT OF CHILDREN'S USE OF GADGETS

Mental Health Research Center, Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The attitude of parents to their children's use of gadgets, the measures they take to protect their children, and the assessment of what is susceptible to the influence of gadgets-these questions defined the objectives of the pilot study: to assess the perception of a child's use of gadgets by parents of different ages; to provide a psychological assessment of the child's behavior from the parent's point of view and to establish the presence or absence of a connection between the "complexity" of the child's character and the fact of his or her use of gadgets. In the pilot study of 81 parents, the questionnaire "A child with a gadget through the eyes of parents" provided preliminary data on the importance of parents' age in such an assessment.
Keywords: schoolchildren, parents, gadgets, "difficult" children, restrictions, questionnaire.

Yu.A. Trukhanova, L.A. Tishina, V.T.A. Sorokina

ANALYSIS OF THE STATE OF KINETIC AND KINESTHETIC BEHAVIORS IN CERTAIN CATEGORIES OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The polysensory analysis of the components of speech activity plays a special role in the formation of phonation. Taking into account the specifics of the state of kinetic and kinesthetic articulatory patterns in different categories of students with special educational needs, it is necessary to rationally approach the selection of technologies and the content of correctional and developmental work. The article presents an analysis of the state of the basic components of sensorimotor development in children with hearing impairment. In the course of the study, specific features were identified in the conditions of a disturbed primary sensory component, and the potential for the implementation of an interdisciplinary approach by specialists of the psychological and pedagogical support service was determined.
Keywords: hearing disorders, preschoolers with special educational needs, articulatory patterns, pronunciation training, phonation.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

V.D. Mendelevich, E.V. Makaricheva

CASE OF QUADROBING: WHERE THE GAME ENDS AND DOES PSYCHOPATHOLOGY BEGIN

Kazan State Medical University (Kazan).

Summary. The article describes the clinical case of eleven-year-old Marina, who was involved in quadrobing from the age of eight and stopped such activities due to bullying from peers and social pressure in connection with new legislation. The specificity of the particular case was that the visit to psychiatrists was not associated with quadrobing - the teenager was brought for examination due to pathologically low mood, suicidal outlook, intense self-harm, school and social maladjustment. Marina's association with animals changed to identification with the Korean anime hero Lee Hoon and cosplaying. The article provides a psychological and psychiatric analysis and concludes that game transformations in the form of quadrobing and cosplaying, based on the phenomenon of diffuse identity, should be considered not as manifestations of psychopathological symptoms, but as a psychological way of coping with the difficulties of socialization.
Keywords: quadrobing, cosplaying, pathological fantasy, playful reincarnation, diffuse identity, borderline personality disorder.

T.A. Solodovnikova, A.G. Rodionova , P.P. Skripnichenko , V.A. Klimenko

SWIMMING AS A MEANS OF CORRECTION OF ANXIETY STATES IN HIGH SCHOOL STUDENTS

Pacific State University (Khabarovsk), Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (Moscow), Far Eastern State Transport University (Khabarovsk).

Summary. The article presents generalized data on the phenomenon of anxiety, the mechanisms of its manifestation, as well as some methods for its control and correction in high school students. Throughout his life, a person is faced with various life circumstances that cause him to have different behavioral reactions. The manifestation of anxiety is one form of such a reaction. The manifestation of anxiety in the educational process also finds its expression in all its participants. An integrated approach to solving problems of control and correction of anxiety states allows not only to understand the essence of this phenomenon, but also to implement a set of measures to reduce it, for more productive training and education. Based on the foregoing, a complex of pedagogical and psychological means for diagnosing and correcting anxiety states in the conditions of educational and educational processes is proposed.
Keywords: anxiety, school, condition, educational process, correction of anxiety, senior schoolchild, correction, means of physical education.

T.D. Shevelenkova, M.M. Salnikova

THE "MY BODY STORY" METHOD AS A QUALITATIVE STUDY OF THE ATTITUDE TOWARDS THEIR OWN BODY IN TEENAGE GIRLS SUFFERING FROM ANOREXIA NERVOUS (PART II)

Russian State University for the Humanities (Moscow).

Summary. The article presents the "My Body Story" method as a method of qualitative research of attitudes towards one's own body, revealing primarily its unconscious components, its theoretical justification, features of its application and empirical studies of this attitude in nervous anorexia, conducted with its use. The criteria, methods and results of content analysis of texts obtained as a result of applying this method, as well as features of its application in longitudinal and cross-sectional research are shown.
Keywords: "My Body Story" method, qualitative research, attitudes towards one's own body, unconscious conflicts in attitudes towards one's own body, conflicting bodily embodiment, nervous anorexia.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.А. Kokoreva, Ya.V. Kolpakov, A.O. Konnova, G.A. Korchagina, I.P. Krokhin, E.B. Shmideberg, A.V. Yaltonskaya

AUTISMS SPECTRUM DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH FETAL ALCOHOL SPECTRUM DISORDERS: A LITERATURE REVIEW. PART 1. PROBLEM STATEMENT AND EPIDEMIOLOGY

School N1434 "Ramenki" (preschool department "Svetlana"), International University of Psychological and Pedagogical Innovations, Russian Society of Psychiatrists, Central Research Institute for Healthcare Organization and Informatization, Moscow State Psychological and Pedagogical University, My Special Family Center "Wind Rose", V.P. Serbsky National Medical Research Centre of Psychiatry and Narcology, Russian University of Medicine, Central State Medical Academy, International Institute of Certified Education & Advanced Training, OUR SUNNY WORLD - M (Moscow).

Summary. The article describes the problem of the relationship between the phenomenology of autism spectrum disorders and fetal alcohol spectrum disorders. The question of their similarities and differences is raised, and an assessment of the current epidemiological situation regarding these disorders is given. Conclusions are made about the presence of similarities and differences that require continued research on this issue.
Keywords: autism spectrum disorders, children and adolescents epidemiology, fetal alcohol spectrum disorders

Y.A. Pichugina, I.V. Zabigulina, M.A. Berezovskaya, O.S. Yukov, T.V. Korobitsina, E.A. Ryabusheva, N. A. Afanasieva

THE IMPORTANCE OF MENTAL DISORDERS IN THE FORMATION OF INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS IN THE MODERN WORLD

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky (Krasnoyarsk),

Summary. Every 10 years, new youth movements appear in the society. The dynamics of the formation of youth groups with special behaviors has a wave-like character. The specific features of adolescence, the need for recognition among peers, the desire to acquire like-minded people, etc. They contribute to the formation of informal youth movements, and, to a certain extent, the presence among adolescents and young people of those who have mental disorders and deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, non-formal groups, adolescents, quadrobers, mental disorders.
OFFICIAL MATERIALS, REVIEWS, INFORMATION

T.V. Vakulenko, T.A. Basilova, G.A. Perminova

X ANNIVERSARYCONFERENCE "DEVELOPMENT OF PALLIATIVE CARE FOR ADULT AND CHILDREN"

Moscow State University of Psychology and Education, "The Lighthouse" Children's Hospice (Moscow).

Summary. On November 18-19, 2024, the X Jubilee Conference "Development of Palliative Care for Adults and Children" took place in Moscow. The conference gathered leading specialists from Russia and abroad, including representatives of the WHO, medical professionals, psychologists, and other experts. The main focus was on the development of palliative care, pain relief, care for the seriously ill, integration of new technologies, and training of specialists. The program included plenary sessions, symposia, roundtables, and workshops covering topics such as support for patients with chronic diseases, legal aspects of palliative care, pediatric palliative care, and new approaches in pharmacotherapy. The conference emphasized the importance of international cooperation and the high-quality development of palliative care in Russia.
Keywords: palliative care, pain relief, chronic diseases, patient support, legal aspects, pediatric palliative care, international cooperation, specialist training, innovations in medicine, hospice care.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS